Творческая лестница в автомодельный
спорт
Система творческого развития детей на
базе автомодельного спорта
Детско-юношеская учебная программа
Методическая разработка
Педагог дополнительного образования
Ермак Андрей
Павлович
Педагог дополнительного образования
Ермак
Ирина Александровна
1. Характеристика проблемной ситуации
В 2006 году численность детей и
подростков в Санкт-Петербурге составила более
480 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования,
спортивных школ, клубов сократилось до 132, по программам автомодельных кружков
и секций работают только 5 (ЦТТ «Охта», ДДЮТ Выборгского района, ДЮТ Пушкина,
ЦТТ «Семья» и ЦТТ «Мотор»), а в полном объеме (участие и проведение
соревнований как для новичков, так и для
спортсменов-разрядников) – только 3. Между тем, интерес детей и, особенно,
подростков к техническим видам спорта и к технике вообще всегда был большим, да
и воспитательная роль подобной деятельности не вызывает сомнений.
Разработка и реализация данной программы
ориентирована на те проблемы, которые стоят сегодня перед детьми и подростками
и строятся с учетом психологических особенностей детского и подросткового возраста, среди
которых следует прежде всего выделить следующие личностные проблемы:
- непризнание ближайшим окружением;
- отсутствие понимания, эмоциональной
поддержки, чуткости, внимания со стороны родителей,
взрослых, значимого окружения;
- отверженность, аутсайдерство;
- неуверенность в себе, заниженная или
завышенная самооценка;
- социальная или личная незащищенность.
Необходимо учитывать, что эти
проблемы становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм
поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального
доминирования над более слабыми сверстниками.
Низкий уровень физической
и психической культуры. Ухудшение
здоровья детей в силу:
- неблагоприятной экологической ситуации;
- деформации образа жизни как следствие
низкого уровня физической культуры населения
(в частности алкоголизм и наркомания, в том числе детские);
- низкого уровня физической и психической
культуры родителей;
- неразвитости оздоровительных форм
проведения досуга.
Отсутствие социально
предназначенных мест для общения и
для самореализации.
Подобное положение –
- стимулирует интенсивное развитее
неинституционных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается
восполнить дефицит условий самореализации;
- усиливает деструктивные, разрушающие
культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения.
Социально-культурные проблемы,
носителями которых являются сегодня дети и подростки, связаны с:
- снижением моральных критериев во
взаимоотношениях;
- неразвитой способностью к состраданию,
сопереживанию, эмпатии;
- девальвацией ценности образования,
труда;
- отсутствием интереса к культурному
наследию, истории своего края;
- разрушением духовно-нравственной
атмосферы в семье;
- ростом криминальной активности и
отклоняющихся форм поведения.
Особенностями интересующей
нас возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект
реализуемых проектов являются психологические черты, составляющие «подростковый
синдром» - максимализм, негативизм, нетерпимость.
2.Актуальность данной
проблемы.
В настоящее время существует множество
программ, связанных с утверждением здорового образа жизни, с воспитанием
патриотизма, экологической культуры, техническим творчеством и т.д. Но, в
большинстве своем эти программы традиционные, программы не приспособленные к
новым рыночным отношениям и не способные решать
в новых условиях наиболее значимые социально-культурные и личностные
проблемы детей и подростков, а потому требуется разработка новых технологий,
способствующих созданию условий для полноценного проведения досуга,
самовыражения и самоутверждения детей и подростков.
Смысл данной программы
состоит в том, чтобы предоставить ребенку, подростку условия для самовыражения,
признания со стороны сверстников и значимого окружения, эмоциональной поддержки
и внимания со стороны родителей и взрослых на протяжении длительного времени –
начиная от 6 – 7 летнего возраста и заканчивая переходом к самостоятельной
трудовой деятельности – 18-20 лет. Программа использует новые формы, интересные
как для детей, так и их родителей. Строится она с ориентацией на ребенка как на
объект и субъект творческой деятельности.
Главная черта в психологии подростка –
формирование более высокого уровня самосознания, понимаемое обычно на осознании
себя, своих качеств, достоинств и недостатков, а наиболее эффективно это может
произойти в непосредственной деятельности, предпринемаемой совместно со
взрослыми (педагоги и спортсмены – конкуренты) и сверсниками, которая и
осуществляется в ходе выполнения данной программы.
Осуществление программы способствует
развитию коллективизма, умению работать в команде, ответственности, инициативы,
развитию мышления и трудолюбия, умению преодолевать препятствия, выходить из
сложных проблемных ситуаций. Через заинтересованность ребят в технических видах спорта
программа позволяет приобщить ребят к технике, ознакомить их с азами
конструирования и технологии обработки материалов
и, в результате помочь
основным формам образования получить технически грамотную творческую личность.
3.Цели и задачи программы.
Цель: творческое развитие детей и
подростков, овладение ими технических знаний и навыков, разрешение, минимизация
или профилактика личностных и социально-культурных проблем детей и подростков с
помощью реализации, социального признания и самоутверждения.
Задачи:
- создание организационных и
педагогических условий для технического творчества детей и подростков,
- формирование организационных и
социально-педагогических условий для самореализации, социального признания и
самоутверждения подростков,
- создание стройной и гибкой системы
мероприятий, позволяющей плавно, от более простого к сложному пройти путь
совершенствования в техническом творчестве,
- пропаганда технических видов спорта и
здорового образа жизни,
- патриотическое воспитание,
- обучение современным технологиям путем
применения в изготовлении моделей,
- получение навыков личной безопасности и
умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивного
состязания,
- развитие мышления и трудолюбия,
- воспитание чувства ответственности,
самостоятельности, инициативы,
- повышение коммуникативной культуры
(развитее навыков поведения в коллективе, расширение круга интересов,
формирование социальных ценностных ориентаций).
4. Форма реализации проекта.
Программа объединяет работу двух секций
модельного отделения Центра технического творчества «Мотор» - начального
технического моделирования (НТМ) и автомодельной. Приступить к занятиям можно в
любом возрасте, начиная с 6 лет. Верхнего предела ограничения возраста в
автомодельном спорте, а, следовательно, и в программе нет.
Формирование личности начинается с самого
раннего возраста. Поэтому концепция непрерывного развития научно-технического
творчества учащихся определяет первый этап как этап обучения, объединяющий
дошкольное и начальное общее образование. Здесь тенденция всестороннего
развития личности является основой. Общая задача этого этапа – помочь раскрыть имеющиеся творческие наклонности,
обеспечив для этого соответствующие условия. Каждый ребенок должен получить
возможность ознакомиться с различными аспектами созидательного творчества. Это
своеобразный этап профессиональной ориентации в широком смысле этого слова,
когда ребенок методом проб начинает определять наиболее значимые для себя
стороны творческой деятельности(1).
Секция НТМ – первые две ступени
выстраиваемой лестницы знаний, умения, оценки результатов (смотри таблицу и
диаграмму «Творческая лестница»).
Начальное техническое моделирование –
это познавательный процесс
самостоятельной творческой
деятельности младших школьников по созданию макетов и моделей простейших
технических объектов, формирование у детей начальных технических знаний и
интереса к технике, формирование пространственного мышления и закрепление
трудовых навыков. Эти черты личностного развития ребенка и являются целью
программы 1 и 2 ступени.
Моделируя из бумаги и создавая форму за
счет объема на плоскости, учитывая пространственное видение, образ и стиль
ребенок познает свойства и структуру разных форм и величин.
Занятия на 1 и 2 ступенях рассчитаны на
мальчиков и девочек 6-11 лет (дошкольники и учащиеся до 5 класса). Никакого
предварительного образования, как и определенных способностей для освоения
программы не требуется. Программа составлена таким образом, что в одной группе
могут заниматься учащиеся различного возраста. Уровень освоения программы
определяет уровень сложности изделия, которым занимается учащийся на занятиях в
группе.
Начинающие ( 6-9 лет ) не
ограничены постройкой модели автомобилей. Напротив, в программе секции
постройка простейших моделей самолетов, ракет, военной техники и т.д. По
каждому направлению работы проводятся итоговые соревнования. Лучшие учащиеся
участвуют в городских соревнованиях по НТМ, а их работы – в выставке «Бумажная
вселенная». Группа учащихся 9-11 лет изготавливает простейшие модели
автомобилей с электродвигателем. Две из трех учебных моделей изготавливаются в соответствии
с требованиями Городского Методического Объединения по Автомодельному спорту
(ГМО по АМС) и могут участвовать в 6-7 ежегодных соревнованиях внутри
коллектива и 4-х городских соревнованиях.
Занятия проводятся в группах
два раза в неделю. Численность группы 12 человек.
- 1 ступень – 4 часа в неделю,
- 2 ступень – 4 часа в неделю.
Ожидаемые результаты освоения
программы
В конце освоения программы учащиеся должны уметь создавать
- разные стилизованные формы,
- не сложные формы и конструкции,
- макетирование.
Так же учащийся владеет
приемами обработки различных материалов (1-2 класс), слесарной работы,
токарного дела, работы на сверлильном станке, пайки (3-4 класс), разбираться в
технической терминологии и читает простейший графический материал, может
сконструировать развертку объемной фигуры. Надо уметь быстро и аккуратно
выполнять работу, добиваться успеха и правильно относится к неудачам, быть
уверенным в себе.
Форма подведения итогов
реализации программы
Оценка умения и мастерства
учащегося – соревнования, конкурсы и выставки. В год планируется провести 5 – 7
мероприятий, в которых можно оценить уровень знаний и умения учащихся каждого
года обучения.
Возможности для продолжения
образования
Успешно окончившие
двухгодичный курс обучения могут переходить в секцию автомодельного спорта ЦТТ
«Мотор».
Желающие продолжить занятия автомодельным
спортом и вновь пришедшие дети 10 – 12 летнего возраста попадают на 3-ю ступень
реализуемой программы в автомодельной секции ЦТТ «Мотор» (смотри таблицу и
диаграмму)
3 и 4 ступени программы (10 – 16 лет) – получение навыков, обучение
началам творчества в профессиональной деятельности.
Программа предполагает
занятия в автомодельной секции начиная с 10 – 11 – летнего возраста, но
разнообразие объектов изготовления позволяет справиться с моделью и 8 – 9 –
летнему ребёнок, прошедшему подготовку в секции начального технического
автомоделирования и быть достаточно
интересным для 12 – 13 – летнего подростка. Верхнего возрастного предела не
существует. На освоение программы предполагается затрачивать по 144 часа в
группе первого и второго года обучения и 216 часов в группе третьего годов
обучения. Образовательный процесс проходит в форме подготовки моделей к
соревнованиям различного уровня и выступлений в состязаниях начиная с простейших
моделей внутри коллектива (3 ступени обучения), городских соревнований в классе
моделей ЭЛ-2 (2) ( 3-4 ступени обучения), городским соревнованиям среди юношей
и взрослых ( 4-5 ступени обучения)
с моделями с двигателями
внутреннего сгорания и заканчивая международными соревнованиями по
автомодельному спорту (8).
5 ступень программы – этап
профессиональной подготовки. Современный уровень развития технических видов
спорта и автомодельного в частности требует от желающих добиться успеха
фундаментальных знаний в различных вопросах науки и техники и профессионального
мастерства конструктора, технолога, мастера по подготовке производства,
станочника, слесаря-лекальщика, сборщика-юстировщика точных механизмов,
жестянщика и маляра.
Именно этот комплекс и именно
в этом техническом виде спорта обеспечивает наиболее многогранную подготовку
профессионала.
Занятия проводятся в группах.
Численность группы – 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время,
достаточное для освоения программы –
III
ступень – 4 часа в неделю;
IV
ступень – 4 часа в неделю;
V ступень
– 6 часов в неделю.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Предполагается, что по окончании курса обучения
учащиеся должны иметь познания в области конструирования и обработки металлов,
основам теории автомобиля и двигателя внутреннего сгорания. У учащихся
сформированы устойчивые навыки в основах слесарного дела, обработке металлов
резанием, пайке, электромонтаже, работе со стеклопластиком.
Форма подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний, умения и мастерства
учащихся – соревнования различного уровня. В год планируется проведение семи
соревнований внутри коллектива для учащихся II, III и IV ступени
обучения с моделями с электродвигателем. Лучшие учащиеся в составе команды ЦТТ
«Мотор» участвуют в четырех городских соревнованиях в классе моделей ЭЛ-2,
организуемых городским методическим объединением по автомодельному спорту.
Учащиеся III и IV ступеней
обучения, подготовившие модели с двигателями внутреннего сгорания, участвуют в
трех городских соревнованиях среди взрослых. В случае финансовой возможности
организуются поездки на международные соревнования среди юношей по
автомодельному спорту «Кубок Балтии» и Первенства сопредельных государств среди
юношей по автомодельному спорту.
По итогам соревнований победители и
призеры награждаются Дипломами ЦТТ «Мотор». На учащихся, выполнивших нормативы
первого юношеского разряда, оформляются зачетные классификационные книжки.
По окончании каждого года обучения
учащимся вручаются свидетельства о прохождении курса соответствующей ступени.
После завершения обучения учащиеся могут
продолжать соревнования в рамках автомодельного спорта, выступая в
соревнованиях различного уровня.
Общие принципы организации
процесса на всех ступенях следующие:
- обучение проводится в группах;
- количество учащихся в группе не более
12 человек;
- ЦТТ «Мотор» предоставляет помещение,
необходимое оборудование для образовательного процесса и все материалы для
изготовления моделей;
- родители ежемесячно вносят плату (на
каждой ступени различную) за расходные материалы и инструменты;
- все изготавливаемое детьми уносится ими
домой (исключая сложные модели с двигателями внутреннего сгорания), поэтому все
домашние видят «овеществленный результат» занятий своих детей;
- исходя из предположения об
индивидуальной предрасположенности к техническому творчеству делается попытка ограничить
число детей, переходящих с одной ступени на другую. При общем ограничении числа часов это приводит к
увеличенному количеству новичков, что помогает выполнению одной из целей
программы – дать технические знания и задатки творчества как можно большему
количеству детей;
- соревнования являются неотъемлемой
частью учебного процесса;
- высокие спортивные результаты не
являются целью деятельности и должны рассматриваться как побочный ее продукт,
поэтому спортивные задачи перед коллективом в целом и отдельными учащимися не
ставятся;
- любые изменения в конструкции
изготавливаемого изделия, предлагаемые ребенком или подростком, должны быть
воплощены, даже в том случае, если это ухудшит какие-либо свойства изделия.
Преподаватель обязан приложить силы для обеспечения изменения материалами и
комплектующими изделиями. В данной ситуации приоритет должен отдаваться
признанию ценности учащегося как личности, его права на проявление своих
способностей и ответственности за принимаемое решение [4 ], т.е. в конечном итоге
гуманизации образования;
- на всех ступенях подготовки, кроме
первой (в ее начале) работа строится сугубо индивидуально, т.е. каждый учащийся
делает модель, отличающуюся от других. Рамками разнообразия могут быть лишь
ограничения, полагаемые Правилами [6 ] и Положениями ГМО по АМС [5 ].
5.
Программа предполагает занятия с детьми и подростками различного возраста,
поэтому на различных ступенях творческой лестницы цели и задачи адаптированы к
возрасту, а, следовательно, и к знаниям и навыкам учащихся.
Цели
и задачи программы для I и II
ступеней
Цель: обеспечение необходимых условий для личностного
развития ребенка, формирование начальных технических знаний и интереса к
технике средствами бумажной пластики.