Суббота
20.04.2024
02:06


RSS
Главная
Форма входа

На странице


Наши адреса и телефоны

Пр. 9 Января, 15-а 772-59-36

Будапештская ул., д. 49 361-96-17

Календарь

«  Сентябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Если у вас возникли к нам вопросы, то:

Вы можете позвонить нам или

Написать письмо cttmotor@yandex.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page


Главная » 2013 » Сентябрь » 19 » Методическая разработка Ермак И.А.
21:00
Методическая разработка Ермак И.А.

Творческая лестница в автомодельный спорт

Система творческого развития детей на базе автомодельного спорта

Детско-юношеская учебная программа

 

Методическая разработка

 

 

                                                          Педагог дополнительного образования

                                  Ермак Андрей Павлович

                                                         Педагог дополнительного образования

                                        Ермак Ирина Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

1.     Характеристика проблемной ситуации

 

       В 2006 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более  480 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по программам автомодельных кружков и секций работают только 5 (ЦТТ «Охта», ДДЮТ Выборгского района, ДЮТ Пушкина, ЦТТ «Семья» и ЦТТ «Мотор»), а в полном объеме (участие и проведение соревнований как для новичков,  так и для спортсменов-разрядников) – только 3. Между тем, интерес детей и, особенно, подростков к техническим видам спорта и к технике вообще всегда был большим, да и воспитательная роль подобной деятельности не вызывает сомнений.

      Разработка и реализация данной программы ориентирована на те проблемы, которые стоят сегодня перед детьми и подростками и строятся с учетом психологических особенностей  детского и подросткового возраста, среди которых следует прежде всего выделить следующие личностные проблемы:

      - непризнание ближайшим окружением;

      - отсутствие понимания, эмоциональной поддержки, чуткости, внимания                        со стороны родителей, взрослых, значимого окружения;

      - отверженность, аутсайдерство;

      - неуверенность в себе, заниженная или завышенная самооценка;

      - социальная или личная незащищенность.

Необходимо учитывать, что эти проблемы становятся источником протестных, саморазрушающих и асоциальных форм поведения, заставляют подростка самоутверждаться путем физического и морального доминирования над более слабыми сверстниками.

Низкий уровень физической и психической культуры. Ухудшение здоровья детей в силу:

      - неблагоприятной экологической ситуации;

      - деформации образа жизни как следствие низкого уровня физической культуры населения  (в частности алкоголизм и наркомания, в том числе детские); 

      - низкого уровня физической и психической культуры родителей;

      - неразвитости оздоровительных форм проведения досуга.

Отсутствие социально предназначенных мест для общения и для самореализации.

Подобное положение –

      - стимулирует интенсивное развитее неинституционных форм жизни в сфере досуга, в которых подросток пытается восполнить дефицит условий самореализации;

     - усиливает деструктивные, разрушающие культуру и личность процессы, асоциальные и противоправные формы поведения.

 Социально-культурные  проблемы, носителями которых являются сегодня дети и подростки, связаны с:

      - снижением моральных критериев во взаимоотношениях;

      - неразвитой способностью к состраданию, сопереживанию, эмпатии;

      - девальвацией ценности образования, труда;

      - отсутствием интереса к культурному наследию, истории своего края;

      - разрушением духовно-нравственной атмосферы в семье;     

      - ростом криминальной активности и отклоняющихся форм поведения.

Особенностями интересующей нас возрастной и статусной группы, снижающими социально-педагогический эффект реализуемых проектов являются психологические черты, составляющие «подростковый синдром» - максимализм, негативизм, нетерпимость.

2.Актуальность данной проблемы.

      В настоящее время существует множество программ, связанных с утверждением здорового образа жизни, с воспитанием патриотизма, экологической культуры, техническим творчеством и т.д. Но, в большинстве своем эти программы традиционные, программы не приспособленные к новым рыночным отношениям и не способные решать  в новых условиях наиболее значимые социально-культурные и личностные проблемы детей и подростков, а потому требуется разработка новых технологий, способствующих созданию условий для полноценного проведения досуга, самовыражения и самоутверждения детей и подростков.

Смысл данной программы состоит в том, чтобы предоставить ребенку, подростку условия для самовыражения, признания со стороны сверстников и значимого окружения, эмоциональной поддержки и внимания со стороны родителей и взрослых на протяжении длительного времени – начиная от 6 – 7 летнего возраста и заканчивая переходом к самостоятельной трудовой деятельности – 18-20 лет. Программа использует новые формы, интересные как для детей, так и их родителей. Строится она с ориентацией на ребенка как на объект и субъект творческой деятельности.

      Главная черта в психологии подростка – формирование более высокого уровня самосознания, понимаемое обычно на осознании себя, своих качеств, достоинств и недостатков, а наиболее эффективно это может произойти в непосредственной деятельности, предпринемаемой совместно со взрослыми (педагоги и спортсмены – конкуренты) и сверсниками, которая и осуществляется в ходе выполнения данной программы.

      Осуществление программы способствует развитию коллективизма, умению работать в команде, ответственности, инициативы, развитию мышления и трудолюбия, умению преодолевать препятствия, выходить из сложных проблемных ситуаций. Через заинтересованность ребят в технических видах спорта программа позволяет приобщить ребят к технике, ознакомить их с азами конструирования и технологии обработки материалов

и, в результате помочь основным формам образования получить технически грамотную творческую личность.

 3.Цели и задачи программы.

      Цель: творческое развитие детей и подростков, овладение ими технических знаний и навыков, разрешение, минимизация или профилактика личностных и социально-культурных проблем детей и подростков с помощью реализации, социального признания и самоутверждения.

      Задачи:

      - создание организационных и педагогических условий для технического творчества детей и подростков,

      - формирование организационных и социально-педагогических условий для самореализации, социального признания и самоутверждения подростков,

      - создание стройной и гибкой системы мероприятий, позволяющей плавно, от более простого к сложному пройти путь совершенствования в техническом творчестве,

      - пропаганда технических видов спорта и здорового образа жизни,

      - патриотическое воспитание,

      - обучение современным технологиям путем применения в изготовлении моделей,

      - получение навыков личной безопасности и умения ориентироваться в экстремальной ситуации, характерной для спортивного состязания,

      - развитие мышления и трудолюбия,

      - воспитание чувства ответственности, самостоятельности, инициативы,

      - повышение коммуникативной культуры (развитее навыков поведения в коллективе, расширение круга интересов, формирование социальных ценностных ориентаций).

4. Форма реализации проекта.

      Программа объединяет работу двух секций модельного отделения Центра технического творчества «Мотор» - начального технического моделирования (НТМ) и автомодельной. Приступить к занятиям можно в любом возрасте, начиная с 6 лет. Верхнего предела ограничения возраста в автомодельном спорте, а, следовательно, и в программе нет.

      Формирование личности начинается с самого раннего возраста. Поэтому концепция непрерывного развития научно-технического творчества учащихся определяет первый этап как этап обучения, объединяющий дошкольное и начальное общее образование. Здесь тенденция всестороннего развития личности является основой. Общая задача этого этапа – помочь раскрыть имеющиеся творческие наклонности, обеспечив для этого соответствующие условия. Каждый ребенок должен получить возможность ознакомиться с различными аспектами созидательного творчества. Это своеобразный этап профессиональной ориентации в широком смысле этого слова, когда ребенок методом проб начинает определять наиболее значимые для себя стороны творческой деятельности(1).

      Секция НТМ – первые две ступени выстраиваемой лестницы знаний, умения, оценки результатов (смотри таблицу и диаграмму «Творческая лестница»).

       Начальное техническое моделирование – это познавательный процесс

самостоятельной творческой деятельности младших школьников по созданию макетов и моделей простейших технических объектов, формирование у детей начальных технических знаний и интереса к технике, формирование пространственного мышления и закрепление трудовых навыков. Эти черты личностного развития ребенка и являются целью программы 1 и 2 ступени.

       Моделируя из бумаги и создавая форму за счет объема на плоскости, учитывая пространственное видение, образ и стиль ребенок познает свойства и структуру разных форм и величин.

       Занятия на 1 и 2 ступенях рассчитаны на мальчиков и девочек 6-11 лет (дошкольники и учащиеся до 5 класса). Никакого предварительного образования, как и определенных способностей для освоения программы не требуется. Программа составлена таким образом, что в одной группе могут заниматься учащиеся различного возраста. Уровень освоения программы определяет уровень сложности изделия, которым занимается учащийся на занятиях в группе.

Начинающие ( 6-9 лет ) не ограничены постройкой модели автомобилей. Напротив, в программе секции постройка простейших моделей самолетов, ракет, военной техники и т.д. По каждому направлению работы проводятся итоговые соревнования. Лучшие учащиеся участвуют в городских соревнованиях по НТМ, а их работы – в выставке «Бумажная вселенная». Группа учащихся 9-11 лет изготавливает простейшие модели автомобилей с электродвигателем. Две из трех учебных моделей изготавливаются в соответствии с требованиями Городского Методического Объединения по Автомодельному спорту (ГМО по АМС) и могут участвовать в 6-7 ежегодных соревнованиях внутри коллектива и 4-х городских соревнованиях.

Занятия проводятся в группах два раза в неделю. Численность группы 12 человек.

      - 1 ступень – 4 часа в неделю,

      - 2 ступень – 4 часа в неделю.

 Ожидаемые результаты освоения программы

В конце освоения  программы учащиеся должны уметь создавать

      - разные стилизованные формы,

      - не сложные формы и конструкции,

      - макетирование.

Так же учащийся владеет приемами обработки различных материалов (1-2 класс), слесарной работы, токарного дела, работы на сверлильном станке, пайки (3-4 класс), разбираться в технической терминологии и читает простейший графический материал, может сконструировать развертку объемной фигуры. Надо уметь быстро и аккуратно выполнять работу, добиваться успеха и правильно относится к неудачам, быть уверенным в себе.

 

Форма подведения итогов реализации программы

Оценка умения и мастерства учащегося – соревнования, конкурсы и выставки. В год планируется провести 5 – 7 мероприятий, в которых можно оценить уровень знаний и умения учащихся каждого года обучения.

 

Возможности для продолжения образования

Успешно окончившие двухгодичный курс обучения могут переходить в секцию автомодельного спорта ЦТТ «Мотор».

      Желающие продолжить занятия автомодельным спортом и вновь пришедшие дети 10 – 12 летнего возраста попадают на 3-ю ступень реализуемой программы в автомодельной секции ЦТТ «Мотор» (смотри таблицу и диаграмму)

3 и 4 ступени программы  (10 – 16 лет) – получение навыков, обучение началам творчества в профессиональной деятельности.

Программа предполагает занятия в автомодельной секции начиная с 10 – 11 – летнего возраста, но разнообразие объектов изготовления позволяет справиться с моделью и 8 – 9 – летнему ребёнок, прошедшему подготовку в секции начального технического автомоделирования и быть  достаточно интересным для 12 – 13 – летнего подростка. Верхнего возрастного предела не существует. На освоение программы предполагается затрачивать по 144 часа в группе первого и второго года обучения и 216 часов в группе третьего годов обучения. Образовательный процесс проходит в форме подготовки моделей к соревнованиям различного уровня и выступлений в состязаниях начиная с простейших моделей внутри коллектива (3 ступени обучения), городских соревнований в классе моделей ЭЛ-2 (2) ( 3-4 ступени обучения), городским соревнованиям среди юношей и взрослых ( 4-5 ступени обучения)

с моделями с двигателями внутреннего сгорания и заканчивая международными соревнованиями по автомодельному спорту (8).

      5 ступень программы – этап профессиональной подготовки. Современный уровень развития технических видов спорта и автомодельного в частности требует от желающих добиться успеха фундаментальных знаний в различных вопросах науки и техники и профессионального мастерства конструктора, технолога, мастера по подготовке производства, станочника, слесаря-лекальщика, сборщика-юстировщика точных механизмов, жестянщика и маляра.

Именно этот комплекс и именно в этом техническом виде спорта обеспечивает наиболее многогранную подготовку профессионала.

Занятия проводятся в группах. Численность группы – 12 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Время, достаточное для освоения программы –

      III ступень – 4 часа в неделю;

      IV ступень – 4 часа в неделю;

      V ступень – 6 часов в неделю.

Ожидаемые результаты освоения программы.

      Предполагается, что по окончании курса обучения учащиеся должны иметь познания в области конструирования и обработки металлов, основам теории автомобиля и двигателя внутреннего сгорания. У учащихся сформированы устойчивые навыки в основах слесарного дела, обработке металлов резанием, пайке, электромонтаже, работе со стеклопластиком.

Форма подведения итогов реализации программы.

      Оценка знаний, умения и мастерства учащихся – соревнования различного уровня. В год планируется проведение семи соревнований внутри коллектива для учащихся II, III и IV ступени обучения с моделями с электродвигателем. Лучшие учащиеся в составе команды ЦТТ «Мотор» участвуют в четырех городских соревнованиях в классе моделей ЭЛ-2, организуемых городским методическим объединением по автомодельному спорту.

    Учащиеся III и IV ступеней обучения, подготовившие модели с двигателями внутреннего сгорания, участвуют в трех городских соревнованиях среди взрослых. В случае финансовой возможности организуются поездки на международные соревнования среди юношей по автомодельному спорту «Кубок Балтии» и Первенства сопредельных государств среди юношей по автомодельному спорту.

     По итогам соревнований победители и призеры награждаются Дипломами ЦТТ «Мотор». На учащихся, выполнивших нормативы первого юношеского разряда, оформляются зачетные классификационные книжки.

      По окончании каждого года обучения учащимся вручаются свидетельства о прохождении курса соответствующей ступени.

После завершения обучения учащиеся могут продолжать соревнования в рамках автомодельного спорта, выступая в соревнованиях различного уровня.

Общие принципы организации процесса на всех ступенях следующие:

      - обучение проводится в группах;

      - количество учащихся в группе не более 12 человек;

      - ЦТТ «Мотор» предоставляет помещение, необходимое оборудование для образовательного процесса и все материалы для изготовления моделей;

      - родители ежемесячно вносят плату (на каждой ступени различную) за расходные материалы и инструменты;

      - все изготавливаемое детьми уносится ими домой (исключая сложные модели с двигателями внутреннего сгорания), поэтому все домашние видят «овеществленный результат» занятий своих детей;

      - исходя из предположения об индивидуальной предрасположенности к техническому творчеству делается попытка ограничить число детей, переходящих с одной ступени на другую. При  общем ограничении числа часов это приводит к увеличенному количеству новичков, что помогает выполнению одной из целей программы – дать технические знания и задатки творчества как можно большему количеству детей;

      - соревнования являются неотъемлемой частью учебного процесса;

      - высокие спортивные результаты не являются целью деятельности и должны рассматриваться как побочный ее продукт, поэтому спортивные задачи перед коллективом в целом и отдельными учащимися не ставятся;

      - любые изменения в конструкции изготавливаемого изделия, предлагаемые ребенком или подростком, должны быть воплощены, даже в том случае, если это ухудшит какие-либо свойства изделия. Преподаватель обязан приложить силы для обеспечения изменения материалами и комплектующими изделиями. В данной ситуации приоритет должен отдаваться признанию ценности учащегося как личности, его права на проявление своих способностей и ответственности за принимаемое решение [4 ], т.е. в конечном итоге гуманизации образования;

      - на всех ступенях подготовки, кроме первой (в ее начале) работа строится сугубо индивидуально, т.е. каждый учащийся делает модель, отличающуюся от других. Рамками разнообразия могут быть лишь ограничения, полагаемые Правилами [6 ] и Положениями ГМО по АМС [5 ].

 

5. Программа предполагает занятия с детьми и подростками различного возраста, поэтому на различных ступенях творческой лестницы цели и задачи адаптированы к возрасту, а, следовательно, и к знаниям и навыкам учащихся.

Цели и задачи программы для I и II ступеней

Цель: обеспечение необходимых условий для личностного развития ребенка, формирование начальных технических знаний и интереса к технике средствами бумажной пластики.

 

Просмотров: 1710 | Добавил: doras | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz