Доклад директора ГБОУ ДОД ЦДЮТТ
"Мотор" С.И. Васильева Организация
дополнительного образования детей
в Центре детского (юношеского) технического творчества Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Мотор» Центр детского (юношеского) технического творчества «Мотор» осуществляет
свою деятельность с 1994 года. На сегодняшний день мы являемся уникальным
учреждением не только в городе, но и в северо-западном регионе, так как
обучающиеся имеют возможность заниматься вождением автомобиля на специально
оборудованной трассе, которая находится на территории Центра, что позволяет
организовать учебный процесс в условиях, приближенных к реальным. В настоящее время образовательный процесс осуществляется по 10
образовательным программам. На базе Центра обучается 1700 детей и 2000
воспитанников в районном опорном центре структурного подразделения ЦДЮТТ
«Мотор». Основной контингент обучающихся - подростки в возрасте 11-16 лет. Самыми популярными на сегодняшний день являются образовательные программы
«Автомногоборье» и «Картинг», связанные с управлением автомобиля. Основными
задачами в реализации образовательной деятельности
учреждения являются: - формирование культуры
поведения на дорогах; - профессиональная ориентация подростков на профессии,
связанные с автотранспортом; - популяризация технических видов спорта; - организация досуга детей и подростков в целях профилактики безнадзорности
и правонарушений. Остановимся на программе «Автомногоборье», которую ведут педагоги
дополнительного образования. На занятиях особое внимание уделяется изучению Правил
дорожного движения, при изучении которых широко используются компьютерные
программы, тесты на выявление умений и навыков безопасного поведения на дороге,
т.е. современные инновационные технологии, без которых в настоящее время
немыслим образовательный процесс. Модернизация программы «Автомногоборье» заключается в
использовании компьтерных технологий: мультимедийных средств обучения,
компьютерных программ, тренажеров для формирования базовых навыков безопасного
управления автомобилем у обучающихся. Использование современных компьютерных
технологий обучения позволяют интенсифицировать процесс обучения, повысить его
качество. Удачной
находкой наших педагогов является видеоматериал, отснятый в процессе управления
автомобилем, за рулем которого сидят обучающиеся. Материал снимается с помощью
видеорегистратора или цифровой видеокамеры. На теоретических занятиях в классе
педагоги вместе с обучающимися отсматривают его, отмечают ошибки в управлении
автомобилем, а обучающиеся могут увидеть со стороны собственные действия и
«поведение автомобиля». Просмотр этих материалов с детьми позволяет объяснить
характерные ошибки, которые допускают обучающиеся, указать способы
их устранения более наглядно и действенно, что в значительной степени сокращает
время, чем при индивидуальном устном разборе ошибок. Разбор ошибок
можно организовать и в замедленном темпе воспроизведения, что повышает
эффективность занятий. Данная совместная деятельность, педагог-ребенок,
становится наглядной, конкретной, более детальной, убедительной. Без
использования видеофиксации приходилось корректировать действия обучающихся
устными комментариями в процессе управления автомобилем, «говорить под руку»,
что отвлекало их внимание от управления автомобилем. Видеофиксация улучшила
психологическую обстановку в группе, что позволило устранить у обучающихся
«страх перед ошибкой». Много программ и разработок педагогов и
обучающихся находится в социальных сетях интернета, они являются доступными к
использованию дома. Сейчас в каждой семье есть компьютер, подключенный к
интернету. Так со стороны педагогов нашего Центра появляется возможность
дистанционно координировать процесс обучения: давать домашние
задания по решению экзаменационных билетов по ПДД, моделировать
сложные дорожные ситуации, характерные для пешеходов и водителей. Становится
популярным общение в интернете по автомобильной тематике и безопасности
дорожного движения. Обучающиеся находят подобные материалы, приносят их для
общего просмотра и обсуждения на занятиях. Постепенно создается видеоархив
занятий, который позволяет наглядно видеть улучшение навыков безопасного
управления автомобилем. Обучающиеся могут показать свои достижения
родителям и друзьям, косвенно происходит популяризация изучения Правил
дорожного движения, их соблюдения среди подростков и их родителей. Единая методическая тема - «Развитие инновационных
технологий при проведении занятий в системе дополнительного
образования детей». В рамках данной темы структурное подразделение ЦДЮТТ
«Мотор» разрабатывает проект «Безопасные дороги детям» с использованием
мобильного автогородка, приобретенного в 2012/2013 учебном году. В проектной
деятельности предусмотрено проведение районного конкурса «Автогородок в
действии» среди образовательных учреждений Фрунзенского района. 16 января
2013г. было проведено показательное занятие в мобильном автогородке для
педагогов района. А также оборудование данного автогородка было
использовано при проведении районных соревнований юных инспекторов движения
«Безопасное колесо», которые состоялись 19 апреля 2013г. За период 2012/2013 учебный год произошло обновление
материально- технической базы ЦДЮТТ «Мотор»: · Поставка
компьютерной техники РНК · Приобретение
копировально-множительной техники РНК · Багги
BC-400 ( универсальный мини вездеход) РНК (2 шт.) · Универсальный
комплект спортивного скалодрома РНК · Поставка
цифровго фотоаппарата со сменной оптикой РНК · Поставка
стендов РНК · Поставка
факса РНК · Поставка
мультимедийного оборудования РНК · КАРТ
(1шт.) · Поставка
дорожного покрытия для мобильного автогородка · Поставка
светофоров и светофорных стоек для мобильного автогородка · Поставка
электротоваров для мобильного автогородка · Поставка
дорожных знаков · Поставка
самокатов и велосипедов для мобильного автогородка · Поставка
веломобилей для мобльного автогородка · Поставка
бензомобилей для мобильного автогородка · Поставка
игрового комплекта для мобильного автогородка · Поставка
формы ЮИД для мобильного автогородка Таким образом, одним из важнейших критериев работы современного
педагога является обращение к инновационным технологиям и активное их
использование. Что же считать инновационными технологиями? У каждого педагога есть собственное мнение по данному вопросу, но,
бесспорно, инновационными могут считаться те технологии, которые влияют на
формирование философии педагога, которые формируют его педагогическую
концепцию, помогая по-новому взглянуть на учебный и воспитательный процесс.
Личность самого педагога, активно участвуя в освоении инноваций, трансформирует
их, применяя к собственной профессиональной деятельности. И тогда инновационная
наука становится органической частью работы умного, талантливого педагога. Поэтому в нашем Центре администрация создает все условия для развития и роста
педагогов и их воспитанников. С уважением, Васильев Сергей Иванович,
директор ГБОУ ДОД ЦДЮТТ Фрунзенского
района Санкт-Петербурга «Мотор»
|