Четверг
23.11.2017
06:20


RSS
ДневникГлавная
Форма входа

На странице

Наши адреса и телефоны

Пр. 9 Января, 15-а 772-59-36

Будапештская ул., д. 49 361-96-17

Календарь

«  Декабрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Если у вас возникли к нам вопросы, то:

Вы можете позвонить нам или

Написать письмо cttmotor@yandex.ru

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Locations of visitors to this page


Главная » 2009 » Декабрь » 17 » Ошибки в преподавании ПДД
15:59
Ошибки в преподавании ПДД
Светофор Светофор регулирует движение пешеходов и всех транспортных средств. На уроках, посвящен­ных теме «Светофор», следует рассказать о разных типах светофоров, но особое внимание нужно уде­лить тем светофорам, сигналам которых должны подчиняться пешеходы. Это два типа светофоров — пешеходный светофор с сигналами красного и зеленого цветов и трех секционный транспортный све­тофор с сигналами красного, желтого и зеленого цветов, которым пешеходы и должны руководство­ваться (см. п. 4.4 ПДЦ). Следует еще раз особо подчеркнуть, что сигналы транспортных светофоров не распространя­ются на пешеходов. Пешеходы должны руководствоваться только сигналами пешеходных светофо­ров, независимо от других одновременно работающих сигналов, и лишь при отсутствии пешеходных светофоров — только сигналами трех секционного транспортного светофора. Из года в год на уроках ПДД детям закладывается устаревшая установка, которой нет в правилах дорожного движения: Красный — «стой». Желтый — «приготовься». Зеленый — «иди». Кроме уже сказанного о сигналах транспортного светофора, следует иметь ввиду еще и следующее: «Зеленый мигающий сигнал разрешает движение и информирует, что время его действия истекает. И вскоре будет включен запрещающий сигнал» (п. 6.2 ПДД). Однако пользоваться разрешением движения по зеленому мигающему сигналу пешеходам при пе­реходе дороги опасно, тем более детям. Этим разрешением допустимо воспользоваться, если пеше­ход видел, когда зеленый сигнал начал мигать, и уверен, что ширина проезжей части такова, что он успеет спокойно пересечь ее до включения запрещающего сигнала. Детям не следует давать такую ре­комендацию! Будет правильным объяснить им, почему опасно переходить дорогу по зеленому мига­ющему сигналу и дать установку не начинать переход дороги по этому сигналу! Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение пешеходов и информирует о пред­стоящем включении зеленого сигнала (п. 6.2 ПДД). Следует разъяснять детям опасность перехода до­роги по этому сигналу, потому что в этот момент слева и справа могут двигаться транспортные сред­ства, спешащие закончить движение до включения для них запрещающего сигнала. Регулировщик Дорожное движение сейчас невозможно представить без светофора, но даже самые современ­ные системы светофорного регулирования иногда не в состоянии справиться с управлением движе­нием. Тогда, в некоторых конкретных случаях, возникает необходимость непосредственного вмеша­тельства человека в регулирование движением, и на смену светофору приходит регулировщик, сигналы которого обязательны для всех участников движения. «Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам свето­фора, требованиям дорожных знаков или разметки» (п. 6.15 ПДД). К сожалению, не все учителя знакомы с положениями ПДД, относящимися к регулировщику, или, что бывает чаще, не придают им должного значения, почему-то считая их архаичными. Что касается соответствия значений сигналов регулировщика значениям сигналов светофора, то его тоже не существует! Возьмем самый распространенный пример, приводимый в книгах, о якобы име­ющемся соответствии сигнала регулировщика со стороны его левого или правого бока с вытянутыми в стороны или опущенными руками зеленому сигналу светофора. Этот сигнал регулировщика разре­шает движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешехо­дам разрешено переходить проезжую часть (см. п. 6.10 ПДЦ). В то время, как зеленый сигнал свето­фора разрешает движение трамваю прямо, направо и налево, безрельсовым транспортным средствам — прямо, направо, налево и в обратном направлении, пешеходам разрешено переходить проезжую часть. Так о каком соответствии сигналов регулировщика сигналам светофора может идти речь? Пешеходный переход Одна из сложнейших тем для объяснения и восприятия детьми является тема «Пешеходный пе­реход». В первую очередь на уроке необходимо дать четкое определение, что такое пешеходный пе­реход ПДД (п. 1.2) дают следующее определение: «Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенной знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1 или 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода оп­ределяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2. Обращаем внимание учителей на то, что применение дорожных знаков и дорожной разметки для обозначения пешеходных переходов весьма разнообразно, имеет несколько вариантов. Рекомен­дуем ознакомиться с ними в «Правилах применения технических средств организации дорожного движения (ГОСТ 23457-86)» пункты 2.6.22 и 3.2.17 или в комментарии к ПДЦ 2001 г. 0 правилах перехода дороги (пересечение проезжей части) Основные требования к пешеходам при переходе дороги изложены в ПДД. «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров и обочин. При отсутствии в зоне ви­димости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю про­езжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просмат­ривается в обе стороны» (п. 4.3 ПДД). «В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами ре­гулировщика или пешеходного светофора, а при отсутствии — транспортного светофора» (п. 4.4 ПДД). Эти требования надо выполнять неукоснительно, имея в виду, что это основные правила пересе­чения проезжей части при переходе дороги. Существует и ряд других правил. Часть из них изложены в тех же «ПДД РФ» (пп. 4.5—4.7), другие выработаны практикой, направлены на повышение безо­пасности пешеходов и не противоречат действующим правилам. В то же самое время существует ряд ошибочных стереотипных «правил», применение которых недопустимо, потому что они опасны. Например, применяемое на практике «правило» перехода «Посмотри налево, дойдя до середи­ны, остановись, и посмотри направо», крайне ошибочно: поскольку не обеспечивает безопасность пе­шехода. Для устранения этой ошибки в первую очередь следует объяснить учащимся, что дороги бы­вают с двусторонним и односторонним движением. Дорога с двусторонним движением На дороге с двусторонним движением транспортные средства движутся по проезжей части на­встречу друг другу, придерживаясь правой стороны. Середину проезжей части определяет дорожная раз­метка — разделительная линия. Определения разделительной линии даны в пп. 1.1, 1.3 и 1.5 «Прило­жения 2 к Правилам дорожного движения РФ». Она может быть также условной, т. е. ненанесенной краской на проезжую часть. Кроме разделительной линии еще существует разделительная полоса. Час­то считают, что разделительная линия и разделительная полоса — это одно и то же, но это ошибка. «Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смеж­ные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транс­портных средств и пешеходов» (ПДД, п. 1.2). Имеющиеся кое-где на дорогах «островки», а также разделительные полосы или направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков (горизонтальная разметка 1.16.1 — 1.16.3) не дают никаких оснований, чтобы ориентировать учащихся на существование «ост­ровков безопасности» как элементов безопасности. Дорога с односторонним движением На дороге с односторонним движением транспортные средства движутся в одном направлении, проезжая часть полностью по всей ширине используется для движения в каком-либо одном направ­лении (только налево или только направо). Из сказанного следует, что требования правил перехода дороги с односторонним движением и с двусторонним движением разные. Первостепенной задачей является объяснение и закрепление основного правила, необходимо при любом переходе проезжей части: «Обязательно остановись на краю тротуара, не наступая на поребрик. Это необходимо, чтобы внимательно осмотреть проезжую часть и определить, какой является дорога — с двусторонним или односторонним дви­жением». Пешеходные переходы на перекрестке Перекресток — одно из самых опасных мест на дороге. Здесь пути движения транспортных средств пересекаются не только между собой, но и пересекают пути движения пешеходов. В первую очередь при объяснении темы «Перекресток» необходимо дать точное определение, что это такое. «Перекре­сток — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удален­ные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий» (п. 1.2 ПДД). Затем следует ознакомить учащихся с разными типами перекрестков. «Перекресток, где оче­редность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регули­руемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулиров­щика перекресток считается нерегулируемым...» (п. 13.3 ППД). При переходе дороги по пешеходному переходу, расположенному на перекрестке, пешеход всегда должен обращать внимание на сигналы, подаваемые при поворотах (световые указатели, соответст­вующего направления) транспортными средствами. Сигналы поворотов установлены по три с каждой стороны автомобиля. При повороте налево вклю­чается левый сигнал поворота. При повороте направо — правый сигнал поворота. При объяснении правил перехода на нерегулируемом перекрестке необходимо заострить вни­мание на том, что при переходе опасности могут возникать со всех сторон нерегулируемого пере­крестка. Путь к маршрутному транспорту Эта тема включает в себя правила безопасного поведения на остановках маршрутного транспор­та во время посадки в транспорт, при поездках в нем и при высадке из него. Но, прежде чем стать пас­сажиром, каждый из нас является пешеходом, и по окончании поездки опять им становится. Большое внимание от пешехода требуется именно по пути на посадку в транспорт и после высадки из него, т.к. это связано, как правило, с пересечением проезжей части. Как раз в этих ситуациях чаще всего воз­никают конфликты между водителями и пешеходами, идущими к стоящему на остановке маршрутно­му транспортному средству или от него. Пешеходы считают, что водители, проезжающие мимо оста­новки маршрутного транспорта (например, трамвая), обязаны их во что бы то ни стало пропускать. При этом пешеходы не учитывают или не знают требования правил выходить на проезжую часть только после остановки маршрутного транспорта. Водители обязаны уступать пешеходам, идущим к стоящему маршрутному транспортному средству! И еще: после высадки необходимо, не задержи­ваясь, освободить проезжую часть. Если маршрутное транспортное средство возобновило движе­ние, то могут двигаться и транспортные средства, проезжающие мимо остановки. Все это достаточно четко оговорено в пп. 4.8 и 14.6 Правил дорожного движения, которые следует тщательно изучить с учащимися. Особое внимание следует обратить на безопасность пешехода после его высадки из транспорта при следовании на тротуар. Формула «Обходи трамвай спереди, а автобус (троллейбус) сзади» дав­ным-давно не соответствует требованиям ПДД, отсутствует в них, а главное — очень опасна. Когда и для чего у пешехода может возникнуть необходимость в обходе трамвая или автобуса? Тогда, когда ему надо перейти на другую сторону дороги. Но порядок пересечения проезжей части дороги стро­го оговорен Правилами дорожного движения и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движения транс­порта и пешеходов» в 1958 году! Но и тогда обходить эти транспортные средства разрешалось толь­ко в установленных для пешехода местах! Чтобы не провоцировать детей на опасные ситуации (обход транспортных средств), настоятель­но рекомендуем словосочетание «обход трамвая и других транспортных средств» вообще не упот­реблять. Дорожные знаки Дорожные знаки (см. Приложение 1 к Правилам дорожного движения) являются техническими средствами организации дорожного движения (ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86). В этом своем значении дорожные знаки, безусловно, играют важную роль в обеспечении безопасности дорожного движения. При этом следует помнить, что они главным образом предназначены для водителей транс­портных средств. Конечно, было бы идеально, если бы все пешеходы знали ПДД, включая дорожные знаки, в том же объеме, как и водители. Но главная задача — это обучить детей быть грамотными пешеходами, владеющими навыками безопасного поведения на дороге. Знать значение дорожных знаков им, безус­ловно, надо. Но, прежде всего, это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасно­сти пешеходов. Цель изучения знаков кратко может быть сформулирована так: ознакомить учащихся с назначением дорожных знаков как составной частью системы средств регулирования движением; сформировать знания, отражающие внешние отличительные особенности, функциональное назначе­ние знаков всех семи групп; научить учащихся быстро и безошибочно ориентироваться в качестве пешехода подорожным знакам в условиях, приближенных к реальной дорожной обстановке. На практике же учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишне мно­го времени знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще в отрыве от реальной дорожной обстановки. Все это лишь приводит к нако­плению и запоминанию непонятной и ненужной информации, что не только бесполезно, а вредно, хо­тя бы потому, что дискредитирует правила. Да, игра — одна из основных форм обучения детей ПДД. Но игра должна быть познавательной, обучающей, ситуационной и обязательно имеющей конкретную задачу, работающую на безопасность. А какая польза, например, от игры, в которой детям предлагается собрать предварительно разрезан­ные на части дорожные знаки, и в которой победителем считается тот игрок, который это сделает бы­стрее других? Вне всякой связи с обучением безопасному поведению на дороге существуют книжки, стишки, спектакли, видеофильмы с «заманчивыми» названиями — «Тайны дорожных знаков», «В стране по­ющих знаков», «Отгадай знак» и т. п. Все это к настоящему обучению отношения не имеет и нужно­го влияния на поведение на дороге не оказывает. Влияние дорожных знаков на поведение на дороге зависит от специфических требований к пове­дению пешехода в конкретной обстановке. Существуют ведущий и сдерживающий принципы пове­дения пешехода. Ведущий принцип стимулирует правильные и соответствующие обстановке дейст­вия, а сдерживающий не допускает тех действий, которые не соответствуют обстановке. Дорожные знаки могут, согласно сдерживающему принципу, предупреждать неадаптированное поведение (на­пример, знаки «Пешеходный переход», 1.20, и «Дети», 1.21) или могут способствовать адаптиро­ванному поведению (например, знаки «Пешеходная дорожка», 4.6 и «Пешеходный переход», 5.16.1—5.16.2). Путать эти знаки нельзя! Существует проблема привыкаемости к определенным дорожным знакам и их подсознательного или сознательного игнорирования. А начинается игнорирование уже в период обучения, если, напри­мер, отношение к знакам формируется как к неким игрушкам, которые что-то обозначают, и не бо­лее того. Существуют психологические требования к дорожным знакам, которые, во-первых, учиты­вают их восприятие и, во-вторых, влияние на дорожное поведение. Механическое заучивание назва­ний знаков непродуктивно! Восприятие дорожных знаков во многом зависит от определенных графических решений и офор­мительского исполнения. Существенными критериями для оптимального восприятия являются контраст и рисунок. Поэтому следует избегать приблизительных, неточных изображений знаков. Учи­тель должен добиваться, чтобы учащиеся при самостоятельном изготовлении знаков стремились к точности их изображения. Цвета знаков (соответствие ГОСТу); их форма; соответствие высоты и ширины знака; соотношение размера знака и размера изображения символа внутри знака; соот­ношение между собой размеров знаков, относящихся к разным группам, — все это имеет важное значение! Дорожные знаки удобно использовать на уроках в качестве раздаточного материала. Но это об­стоятельство не должно служить поводом чрезмерного увлечения знаками. Не надо гнаться за коли­чеством «выученных» знаков. Главное — сформировать у учащихся представление о знаках, о кото­ром говорилось выше, а количество изучаемых знаков будет им доступно по мере необходимости и в соответствии с расширением их знаний по ПДД от класса к классу. Дорожная разметка Внимание к изучению дорожной разметки при обучении учащихся, как правило, неоправданно занижено. Между тем «Разметка» является одним из важнейших средств организации дорожного дви­жения и в значительной мере влияет на безопасность движения» (Комментарий к ПДД РФ / Под общ. ред. генерал-лейтенанта В.А. Федорова. М.: За рулем, 2001. С. 242.). Решающими преимуществами разметки по сравнению со знаками следует считать следующие: до­рожный знак (его содержание) не может восприниматься периферическим зрением и требует пере­несения на него взгляда (в сторону знака). Разметку на проезжей части («зебра», «направляющие стрелы» и т. п.) водитель и пешеход тоже видят впереди себя, не отвлекаясь от дороги. В результате этого повышается не только надежность, но также и скорость восприятия всей информации. А это чрезвычайно важно для обеспечения безопасности! Линии дорожной разметки выполняют ориентирующую (прерывистые линии) или ограждаю­щую (сплошные линии) функцию, а также информационную («зебра»). Таким образом, цель изучения разметки — ознакомить учащихся с ее назначением как составной частью системы средств регулирования, сформировать знания о назначении каждого вида разметки (линий, обозначений, надписей) и умения руководствоваться разметкой в различных условиях.
Категория: Правила дорожного движения | Просмотров: 1815 | Добавил: doras | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Сайт управляется системой uCoz